Русь православная. Глазами фотографа Игоря Годунова. RSS-поток

Поднимись,Святая Русь!

12.06.2012

 

 

 

 

 

На сегодняшний день в нашей стране несколько сотен православных монастырей.

Для большинства беспечно живущих россиян они остаются незаметными или, лучше сказать, незамеченными форпостами борьбы с "началами и властями тьмы, с духами злобы поднебесной", несущими дозор в той области, в которую без трепета не может заглянуть ни одно человеческое существо.

Образец монашеского благочестия, преподающий правильное отношение человека к Богу, к человеку и к самому себе, освящает души живущих окрест православных монастырей, в конечном итоге влияя на настроение целого народа.

Тихие обители, незримо облагораживая духовную атмосферу вокруг себя, создают молитвенный настрой, образ взаимоотношений, который может быть заимствован теми, кто способен видеть и слышать.

Показывая фотографии храмов и монастырей, мы можем лишь слегка приоткрыть завесу, отделяющую нас от той Святой Руси, которой была когда-то наша страна.

 

 

Успенский монастырь (Тульская обл.,г.Епифань)

 


  Холм, на котором стоит Успенский храм издавна называется Федосьино городище. Одно из дошедших до нас преданий связывает это название с именем преподобного Феодосия Печерского – основателя Киево-Печерской лавры. Согласно легенде малороссийский монах устроил на берегу Дона небольшую иноческую обитель и назвал ее по имени своего учителя и наставника.

  В другом, пожалуй, самом интересном предании о Епифани, говорится о настоятеле «Свято-Успенского Феодосьева-на-Дону» монастыря игумене Епифании, который накануне Куликовской битвы отправил всех своих иноков в войско великого князя московского Дмитрия Ивановича, а сам, оставшись один в обители, молился о победе русского воинства в схватке с иноверцами Мамая. Когда пришли литовцы, старец сказал им, что ни московского войска, ни татарского, здесь не было. Три дня игумен угощал воинов Ягайло. Когда же будущий польский король узнал о славной победе русских воинов и понял истинную причину гостеприимства и хлебосольства игумена, то «в неистовой ярости и бессильной злобе» приказал обезглавить старца. Это предание легло в основу одной из версий о происхождении названия местности, а потом и самого города.

  Первое документальное упоминание об Успенском монастыре относится к 1628 году. В писцовых книгах сказано, что в 1609 году обитель на Федосьине городище была разграблена и разорена крымчаками. С тех пор монастырь долго пустовал и возродился только в 50-е годы XVII века, когда в нем поселился старец Дионисий Муромцов с братией. В вотчинном владении обители имелось 180 четей земли при селе Болохнино и деревне Заикино, расположенных в 25 верстах от Епифани. В 1670-1671 годах был образован Богородицкий уезд, к которому была отмежевана западная часть Епифанского уезда, в том числе вотчина Успенского монастыря. Вероятно, в конце XVII века на Федосьине городище была построена каменная церковь, которая в первой четверти XVIII века была значительно перестроена.

  В 1721 году, оставшись без земельных и других угодий, Епифанская обитель была приписана к Паройской пустыни Тамбовской губернии. В 1763-1764 годах по указу Екатерины II, проводившей политику секуляризации церковных земель и сокращения числа иноческих обителей, была «учинена» опись Успенского монастыря «о церквах, о ризнице и прочем». В это время им управлял игумен Герасим, а братия состояла из трех иеромонахов и трех монахов. При богослужении им помогали четыре «бельца». По указу императрицы, монастырь на Федосьине городище, не имеющий средств для существования и «по малочисленности братии», был упразднен, а церковь – обращена в приходскую.

  Приход храма Успения Пресвятой Богородицы образовывался постепенно. В 1829 году в нем числилось 56 дворов, в которых проживали 333 мужчины и 303 женщины. Половину из них составляли горожане: дворяне, приказнослужители, отставные солдаты, военные и мещане. Остальные прихожане, однодворцы и крепостные крестьяне, жили в соседних слободах Кораблинской и Рождественской. Успенский приход был самым малочисленным и самым бедным в городе. Скудных доходов храма хватало лишь на покупку свеч, ладана и необходимой для богослужения церковной утвари. Помочь могли только прихожане. Наиболее состоятельные из них жертвовали на благоустройство и украшение церкви, собственные деньги. В 1811 году на подаяния от богомольцев, «старанием и попечением» священника Иоанна Никитина, в Тихвинском приделе храма установили новый резной иконостас и отремонтировали ризницу. В 1835 году на средства надворной советницы Александры Ивановны Цвеленевой Успенская церковь была полностью оштукатурена снаружи и внутри, заново расписана по стенам и покрыта листовым железом. В 1850 году старанием прихожанки помещицы Любови Ивановны Хотяинцевой вокруг храма возвели каменную ограду.

  Особую роль в жизни каждого прихода играл церковный староста. Во второй половине XIX века на эту должность прихожане Успенской церкви избирали местных купцов. Двадцать четыре года (1894-1918 гг.) старостой храма на Федосьине городище был Арсений Петрович Оводов. Все это время он добросовестно и усердно выполнял свои обязанности, постоянно заботился о благолепии церковном, успешно решал хозяйственно-экономические проблемы прихода, часто на свои собственные средства. На деньги собранные «по приглашению» старосты были отлиты и установлены на колокольне пять новых колоколов, куплены несколько икон с дорогими ризами в позолоченных киотах, которые украсили внутренность храма. Арсений Петрович делал солидные пожертвования лично от себя. Подаренная им икона Феодосия Черниговского, наряду с храмовыми образами Успения Пресвятой Богородицы и Тихвинской Божьей Матери, стала особенно почитаемой в Успенском приходе, а день открытия мощей святого (9 сентября), отмечался торжественным богослужением с всенощным бдением, ранней и поздней литургиями. В начале 1912 года, по ходатайству главы Тульской епархии архиепископа Парфения, Арсений Петрович Оводов был награжден Святейшим Правительствующим Синодом золотой медалью «За усердие» на Аннинской ленте для ношения на шее. В справке представленной Епархиальным начальством указывалось, что староста Успенского прихода за семнадцать лет службы в этой должности пожертвовал на церковные нужды более 2900 рублей, а также на собственные средства отапливал и освящал храм, покупая ежегодно дрова и от 2 до 3 пудов восковых свеч. В 1914 году, на деньги, завещанные тульским купцом Евгением Ивановичем Ветровым, под руководством Оводова был произведен наружный ремонт церкви. После революции Арсений Петрович был вынужден уехать из Епифани. Семья поселилась в Туле. Он умер в 1927 году и был похоронен на Епифанском кладбище, рядом с алтарем церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи.

  Успенскую церковь закрыли в 1932 году. В бывшем храме хранили зерно. В годы Великой Отечественной войны под своды церкви перебрался местный краеведческий музей. По сведениям очевидцев, в его экспозициях было не мало интересных и даже уникальных экспонатов. Здание церкви поддерживалось в надлежащем состоянии. Однако, в 1956 году Епифанский район, просуществовавший, как административно-территориальная единица около четырех столетий, был упразднен. Областное руководство посчитало, что для небольшого поселка – музей слишком большая роскошь. В 1958 году он был закрыт. Храм запустел. В последующие два десятилетия местные вандалы сначала разобрали ограду, а затем – частично холодный храм и до фундамента – теплый. Так ценнейший архитектурный и духовно-культурный памятник превратился в развалины.

  Несмотря на разоренный и удручающий вид, храм по-прежнему привлекал внимание людей. К нему ехали паломники помолиться, шли экскурсанты полюбоваться с вершины холма Федосьина городища на бесконечные донские просторы, набрать воды из святого Успенского колодца. Но время неумолимо шло вперед, а дождь, снег и ветер делали свое дело, принося храму новые разрушения. Пожалуй, самые отъявленные оптимисты не верили в восстановление и возрождение Успенской церкви.

  Однако, по воле Божьей мечтам епифанцев и многочисленных верующих суждено было сбыться. В марте 2003 года епископ Сергиево-Посадский Феогност, после очередного посещения храма Сергия Радонежского на Красном Холме, заехал в Епифань и спустился к Дону. Удивительно живописная картина предстала перед взором Владыки, Разрушенная Успенская церковь, венчающая холм Федосьина городища, «словно парит над тонкой полоской реки, а за ней начинается бескрайняя равнина Верхнее-Донских просторов, простирающаяся до самого горизонта». Решение было принято сразу: «Храм будет восстановлен!»

  В мае из Сергиева Посада в Епифань приехала настоятельница будущего монастыря матушка Фекла с монахиней и послушницей. В июне прибыла первая бригада для ведения ремонтно-восстановительных работ. В первую очередь в холодном храме был подправлен алтарь и поставлен фанерный иконостас с образами. 27 августа архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры Наум освятил престол малым чином, а на следующий день вместе с братией отслужил праздничную литургию в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так, спустя двести сорок лет, началось возрождение Свято-Успенской обители на Федосьине городище. Благодаря помощи московских и местных благотворителей реставрация церкви шла довольно быстрыми темпами. В 2004 году над отреставрированными сводами и куполами засияли золотом на солнце кресты. В 2006 году на восстановленную колокольню, увенчанную высоким позолоченным шпилем, водрузили колокола: большой – массой 1200 килограммов и шесть малых для звонницы, искусно отлитые воронежскими мастерами. Стены и своды теплого храма сооружались заново. К концу лета 2007 года строительство было завершено. 21 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, священник монастыря иеромонах Александр освятил престол Тихвинского придельного алтаря. В 2008 году вокруг церкви была возведена кованная железная ограда в каменных столбах, изготовленная мастерами кузнечного дела города Суворова. 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, был освящен главный, высотой в пять рядов, иконостас храма.

  Сегодня Свято-Успенский женский скит, подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, живет своей обычной монашеской жизнью. Количественный состав обители практически такой же, как и 240 лет назад. Четыре монахини, три инокини и четыре послушницы постоянно трудятся и молятся за нас грешных.