Русь православная. Глазами фотографа Игоря Годунова. RSS-поток

Воскресенье Вербное

 

24 апреля 2016 г.

 

Праздник Вербного воскресенья — один из значимых в православной церкви. Иудеи хлестали пальмовыми ветвями Иисуса при его ходе в Иерусалим. Для России символом праздника являются веточки вербы, отсюда и названия — Вербное воскресенье. Все православные празднуют вход Господа в храм. Иисус дарует свободу, спасение от рабства, несмотря на то, что ждут его муки, страдания, смерть. Жители города встречают его ликованием, снимая с себя одеяния и устилая дорогу. Для всех он — Спаситель, в его честь ежегодно совершается крестный ход. В этот день все православные спешат в церкви осветить букетик вербы, которую хранят потом за иконами на протяжении года. Считается, что освещенные веточки вербы отгоняют от дома темную силу. Празднуется этот день в последнее воскресенье до окончания великого поста, до Пасхи. В честь праздника разрешается употреблять рыбные блюда, многие по старинке варят кашу, добавляя вербные сережки. Найдется немало народных примет, лишний раз доказывающих всю значимость этого великого православного праздника.

 

 

 

И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского. Евангелие от Матфея, 21, 10-11

Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/183/
© Calend.ru
И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского. Евангелие от Матфея, 21, 10-11

Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/183/
© Calend.ru

"И когда вошел Он в Иерусалим,
весь город пришел в движение
и говорил: кто Сей?
Народ же говорил: Сей есть Иисус,
Пророк из Назарета Галилейского. "
Евангелие от Матфея, 21, 10-11

И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского. Евангелие от Матфея, 21, 10-11

Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/183/
© Calend.ru

 

 

 

 

Вербное воскресенье - великий праздник, по значимости его можно сравнить, разве что, с Пасхой. Традиции празднования берут свое начало в 4 в. н. э., на Руси же - в 10 в., и означает день входа Иисуса Христа в Иерусалим. Приходится он на воскресенье, за неделю до светлого праздника воскрешения Христа. И если на родине христианства праздник символизировали пальмовые ветви, то для северных стран это невозможно, поэтому их заменили на веточки веры. Вербу по традиции нужно освящать накануне праздника, во время вечерней предпраздничной службы. В 18-19 веках распространены были вербные базары. На них, как и на обычных ярмарках, продавали все что угодно, но и еще пучки вербы с украшениями. Во время праздника на них развешивали конфеты, фрукты, игрушки.



Чтобы выбрать правильно вербу, нужно было внимательно осмотреть кору дерева. Нельзя срезать ветви со старых деревьев, с покореженной корой, если есть дупло - считали, что там черт живет - или птичье гнездо. А также если ветви склонялись к водоему; древние верили, что они - ночное пристанище водной нечисти.



Как и с любым праздником, у наших предшественников было связано немало примет.


Освященные ветви приносили домой и развешивали их над спальными местами, клали на тябло за иконы, закрепляли на верхнем косяке в хлевах, где держали скот, считали, что верба оберегает от нечистой силы. Хранить их, по поверьям, нужно было год, до следующего празднования. Веточки вербы не только развешивали в хлеву, но и оплетали ими рога скота, а лошадям вплетали в гриву. Делалось это, чтобы скотину не только не испортили, но и чтобы она не потерялась или не стала добычей дурного человека. Существует примета, что первый раз, выгоняя скот на пастбище, нужно было вслед помахать вербным пучком. Верили, что таким образом животные будут под охраной. И первый раз в поле выпускали только на следующий день после празднования Вербного воскресенья.



Существовало поверье, что она может прекратить любую непогоду, уберечь дом от огня. При пожаре вербный пучок бросали в огонь пожарища, существовало поверье, что она поможет в тушении и не даст огню переброситься на соседние дома.



Если хотели пожелать здоровья близким людям, то по приходу из церкви, нужно было похлестать по спине своих родных. А если вас хлестнули по попе, запомните, кто-то желает вам долгой и мучительной болезни. Как замечено предками, эта примета всегда работает.
А вот лично сажать вербу нельзя, говорят, сам себе заступ садишь. То есть доживешь до того времени, когда из вербы можно будет сделать черенок для лопаты.



Вербными почками лечили болезни, исправлял порчу, сглаз. Если мучают постоянные головные боли, то нужно прикладывать освященную вербу к голове или носить под шапкой. При суставных болях, ревматизме, остеохондрозе привязывали к больным местам.



Молодых, сразу после венчания, стегали вербой, чтобы Господь дал здоровеньких ребятишек. Для этого же подкладывали в постель.



С помощью такой веточки делали любовный приворот на мужа. А потом прятали ее от людских глаз, прежде всего супруга, за иконы.



Девушки, если хотели привлечь внимание молодого человека, приносили вербу домой и просили перед иконами о помощи. Вечером того же дня молодец приходил и приглашал ее на гулянье. Как говорят старики, благодаря этому многие пары пошли под венец.


Начиная пахоту, принято было в первую борозду втыкать веточку. Верили, что поле будет защищено от природных катаклизмов. А для того, чтобы защитить плодовые деревья и ягодные кусты привязывали к ним вербу. До сих пор пожилые люди в деревнях ничего не сеют и не сажают во время всей вербной недели.



Для того чтобы избежать большой весенней воды, во время ледохода пускали ветки по воде. А еще так делали, чтобы привлечь к себе богатство и успех, но сделать это было нужно в сам праздник.



Среди кладоискателей до сих пор ходят легенды, что верба помогает искать спрятанные сокровища. Если на месте предполагаемогосхрона начинали опадать почки, значит копать нужно именно в здесь. А еще с помощью вербы можно было вычислить знающихся с дьяволом. По приходу из церкви сжигали вербу. И тот, кто приходил за огнем до наступления темноты, считали предки, однозначно имеет связь с нечистью.



До сих пор есть примета, что если на праздник посадить домашнее растение, то это сулит получение богатства. Но тут есть некоторые нюансы. Если в течение 30 дней растение засыхает, то это предвещает бедность и нищету на протяжении всей жизни. А еще в качестве растения необходимо выбирать то, которое обладает большими и мясистыми листьями. Лучше всего для этого подойдет " денежное дерево".



Наши прародители всегда замечали природные явления для определения погоды.



На Вербное воскресенье замечали, с какой стороны дует ветер, считали, что таким он будет все лето.


Если в праздник было тепло и солнечно, то и лето будет теплым и солнечным, а так же богатым на урожай. Считали хорошей приметой, если в течение всей недели хоть раз шел дождь. Это тоже предвещало богатый урожай. Если в воскресенье погода была пасмурная, то урожай будет вполне приличным, но излишек в закромах не будет.



Если в ночь на праздник подмораживало, то говорили, что родятся капуста и огурцы, подходящие для засолки и квашенья.



Мороз на воскресенье предвещает хороший урожай яровых зерновых культур.
А еще говорили, что верба распутицу ведет и последний лед с реки гонит.


Все знают о том, что вербные веточки нужно хранить целый год. По прошествии этого срока ими обметают углы, окна, потолки в доме, а затем сжигают.

Ни в коем разе нельзя выкидывать прошлогодние пучки вербы, их сжигают и пускают по реке, ручью. Ни в коем случае нельзя это делать в стоячих водоемах. Таким образом избавляются от всего дурного, что на вас наслали дурные люди.

Что же касается праздничного стола, то допустимы небольшие послабления. Так как после праздника начинается Страстная неделя, последняя и самая строгая неделя Великого поста, то допустимо присутствие на столе рыбы.

Верить в приметы или нет, личное дело каждого человека, но вот опыт прошлых поколений говорит о том, что все они не выдуманы, а имеют под собой реальные основания.