Русь православная. Глазами фотографа Игоря Годунова. RSS-поток

Нужно успеть...

 

 

 

 

 

 

 

К списку альбомов | На главную страницу

Новодевичий монастырь

Осн. в 1524 Вел. кн. Василием III в память о возвращении в состав Русского государства Смоленска (1514, штурм города русскими войсками начался на следующий день после празднования Смоленской иконы Божией Матери), на том самом месте, где в 1456 москвичи провожали в Смоленск чудотворную икону Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»). М. получил название «Пречистыя Одигитрии Нового девичьего» или Новодевичьего, в отличие от старого девичьего — Вознесенского м. в Кремле. Существует версия, что название м. происходит от фамилии его первой настоятельницы схимонахини Елены Девочкиной (ск. 1548; почитается как местночтимая подвижница). М. расположился на ю.-з. Москвы, в Лужниках, ок. Девичьего поля, в излучине р. Москвы, на ее левом берегу, у трех переправ (Дорогомилова, Крымского брода и Воробьевых гор). Входил в юж. оборонительное полукольцо, состоявшее из Донского, Данилова, Симонова, Новоспасского и Андроникова м., близ дороги на Смоленск и Литву. В 1571 м. сожжен крымским ханом Девлет-Гиреем. В 1591 артиллерия м. отражала нападение крымского хана Казы-Ги-рея. В 1598 в м. был призван на царство Борис Годунов. Во время польско-литовской интервенции в 1611 горел. Интервенты покинули м. после освобождения Москвы. Со вступлением на престол Михаила Федоровича м. был восстановлен и укреплен. Петр I приказал давать в м. приют детям-подкидышам. В 1812 в м. размещалась французская батарея. При отступлении из Москвы наполеоновские войска пытались взорвать м., но он был спасен благодаря находчивости казначеи монахини Сарры, К-рой удалось вовремя загасить фитили у бочек с порохом.

В XVI—XVII вв. в м. постригались в монахини женщины из царской семьи и знатных боярских родов. После смерти в 1598 царя Федора Ивановича его жена Ирина, сестра Бориса Годунова, удалилась в м., став инокиней Александрой. В 1698, по воле Петра I, пострижена в монахини с именем Сусанна царевна Софья (в схиме София), содержавшаяся до этого под стражей с 1689 как вдохновительница Стрелецкого бунта. В м. по указу Петра II была переведена из суздальского Покровского м. первая жена Петра I Евдокия Лопухина (монахиня Елена). В м. похоронены многие царственные инокини и знатные особы (в Смоленском соборе и его подклете — дочь Ивана Грозного Елена, вместе с Софьей (ск. 1704) погребены две другие дочери царя Алексея Михайловича — Екатерина и Евдокия, и др.). В м. хранились уникальные образцы прикладного искусства, золотые и серебряные изделия, художественное шитье, собрание древних рукописей, книг XVI—XIX вв. До революции 1917 в м. действовал приют для девочек-сирот, открытый в 1871. В м. некрополе были погребены многие выдающиеся люди России. В подклете Смоленского собора похоронены представители известных княжеских родов: Воротынские, Голицыны, Ярославские, Кубенские, Барятинские, бояре Дашковы. Здесь же был погребен боярин Б.М.Хитрово — основатель Оружейной палаты в Кремле. В 1925 на территории м. находилось 2811 надгробных памятников. В наст, время — ок. 100. В их числе — памятники на могилах героя Отечественной войны 1812 поэта Д.В.Давыдова, декабристов М.И.Муравьева-Апостола и С.П.Трубецкого, историков М.П.Погодина и С.М.Соловьева, археолога графа А.С.Уварова, писателей М.Н.Загоскина, И.И.Лажечникова, А.Ф.Писемского, писательницы П.С.Соловьевой, философа В.С.Соловьева, генерала А.А.Брусилова, поэта А.Н.Плещеева.

В 1898 за юж. стеной м. было открыто новое кладбище (обнесено стеной в 1898— 1904, расширено в 1949), после установления советской власти ставшее местом захоронения видных деятелей государства, военных, ученых, писателей, композиторов, артистов. Сюда же были перенесены с уничтоженных кладбищ останки деятелей русской культуры: Н.В.Гоголя, А.С.Хомякова, Н.М.Языкова, С.Т.Аксакова, А.П.Чехова.

М. закрыт в 1922. В его зданиях размещались различные организации. Часть помещений было занято под жилье. С 1934 в м. находится филиал Гос. Исторического музея. Последним был закрыт храм свт. Амвросия Медиоланского, действовавший еще в 1928.




В 1944 в стенах м. начали свою работу Православный Богословский институт и Пастырско-Богословские курсы, переведенные в 1948 в Свято-Троице-Сергиеву Лавру и переименованные в Московскую духовную академию и семинарию. В 1944—46 действовал надвратный Преображенский храм. В 1945 открыт Успенский храм. С 1964 в м. располагается резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, постоянного члена Священного Синода, председателя Комиссии по канонизации святых и возглавляемое им Московское епархиальное управление. Успенский храм является кафедральным, Преображенский (с 1982) —домовым. Возрожден как женский м. в 1994, находящийся в ведении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Смоленский собор и нек-рые корпуса — в ведении музея. Действует воскресная школа, клирики посещают городскую больницу № 61.

Сейчас монастырь полностью принадлежит церкви


Комментарии (3)

Комментарии (3)

  1. Игорь Годунов:
    12.09.2015

    Для чего Вам дан Богом талант, творческие способности? Смысл творчества


    Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.
    (1 Пет. 4, 10).


    Всякое дарование Божие обращается нам во вред, когда от него не Божией, но нашей славы ищем.
    Святитель Тихон Задонский (1724-1783).


    Поэзия как и любовь - это явления таланта, а талант от Бога. Вот почему ни поэзию, ни любовь нельзя делать собственностью... собственность всегда разрешается драмой.
    Писатель Михаил Пришвин (1873-1954).

    Даров Господних не должно удерживать в себе, но изливать на других; образец - природа: солнце не удерживает в себе одном свет, но изливает его на луну.

    Не должно ни у кого и спрашивать, нужно ли распространять славу Божию пишущею рукою или словесно, или добрыми делами. Это мы обязаны делать по мере сил своих и возможности. Таланты надо употреблять в дело. Коли будешь задумываться об этом простом деле, то дьявол, пожалуй, внушит тебе нелепость, что тебе надо иметь только внутреннее делание.
    Праведный Иоанн-Кронштадтский (1829-1908)

    Ответить

  2. Игорь Годунов:
    12.09.2015

    Вы гордитесь своим талантом, способностями


    Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее?
    (Ис. 10, 15).


    Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?
    (1 Кор. 4, 7).


    Стыдно тщеславиться чужими украшениями, и крайнее безумие - гордиться Божиими дарованиями.
    Преподобный Иоанн Лествичник († 649).


    Если сподобился ты дарования, не высокомудрствуй, ибо не имеешь у себя ни одного совершенства, которое не получил от Бога; и если не будешь ходить по Его заповеди и воле, отнимет Он у тебя собственность Свою и отдаст это лучшему; и тогда будешь походить на человека, у которого отнимают перо, только что омоченное в чернила.
    Преподобный Ефрем Сирин (IV век).


    Многие души обладают естественными преимуществами: одни одарены от природы благородными мыслями, другие – склонностью к прекрасному. Но если обладающие этими преимуществами не приписывают их Богу, Подателю благ, но вменяют обладание ими в заслугу собственному произволению, таланту и силе, то Бог оставляет их, и они становятся добычей срамного деяния или постыдной страсти.
    Преподобный Пафнутий (ок. IV века).


    ...Были и разные художники, упражнявшиеся в мирских искусствах: одни из них, ваяя из дерева рыб и птиц и изображения людей, старались в этом показать свое превосходство; другие предприняли устроять из меди подобия истуканов и чего-либо иного; другие воздвигали огромные и красивые здания... И все сии упомянутые художники, обладаемые поселившиеся внутри них змием и не сознавая живущего в них греха, сделались пленниками и рабами лукавой силы и никакой не получили пользы от своего знания и искусства.
    Преподобный Макарий Великий (IV век).


    Если твоё делание благоугодно Богу, и Он даст тебе дарование, то умоли Его дать тебе и разум: каким образом смириться тебе при даровании, потому что не все могут сохранить дарование безвредно для себя.
    Преподобный Исаак Сирин (VII век).


    Если имеешь разум, то не присваивай его себе, а иначе возьмется он от тебя за неблагодарность.
    Иеромонах Арсений Святогорец (XIX в.).


    Разума ли ради гордишься? Бог дает разум и премудрость; если Он отнимет Свое, то и будешь безумнее всех.
    Святитель Тихон Задонский (1724-1783).


    С мирской точки зрения талантами считаются ум, ученость, музыкальные или художественные способности. Они не греховны, и хорошо, когда такую способность совмещают с христианской жизнью, когда посвящают ее Богу. Если же эта способность мешает жить по Богу и спасать свою душу, то ее следует оставить. Лучше быть поглупее и попроще, но спастись. Что пользы тебе, если ты весь мир приобретешь, душу же свою погубишь?
    Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).


    Если человек не обделен умственными способностями и с легкостью справляется с каким-то делом, то он должен повергаться перед Богом в прах, денно и нощно благодаря Его за то, что Бог дал ему ум и поэтому, не уставая, он может справляться со своим делом. Не благодарить Бога – да разве можно?!
    Старец Паисий Святогорец (1924-1994).



    Как научиться истинному творчеству? Развитие талантов


    И возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои и исправи стопы моя: и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему.
    (Пс. 39, 3-4).


    Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
    (Иак. 1, 17).


    В какой мере человек приближается к Богу своим намерением, в такой Бог приближается к нему Своими дарованиями.
    Преподобный Исаак Сирин (VII век).


    По великому Максиму, есть три великие цели составления писаний безупречных и непогрешимых: первая - себе на память; вторая - к пользе других; третья - в силу послушания, по которому составлено весьма много писаний для тех, которые смиренно ищут слова [истины]. Пишущий же по человекоугодию, для славы и выказывания своих добродетелей теряет, говорю, награду свою. Он ни здесь не получит никакой пользы, ни в будущем - блаженного воздаяния, но осудится, как льстивый корыстолюбец, торгующий словом Божиим.
    Преподобный Григорий Синаит (XIV век).


    Рассуди, велико ли будет достоинство твоего дела, если красивые цветы твоего слова окажутся бесплодным пустоцветом? Не лучше ли, чтобы в них скрыто было плодотворное семя назидательной истины, и чтобы они издавали благоухание нравственной чистоты?
    Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).


    Если ты не забываешь, во Имя Кого и во имя чего ты творишь, то и отношение будет разное: одно дело – во славу Божию проповедывать творчеством и жизнью своей идеи, которые принес Спаситель, другое дело – во славу свою блеснуть, отличиться. Разбирайся, детка!
    Твори во имя любви к людям, ведь это вторая главнейшая заповедь, и тогда любовь к миру изольётся слезами по нему – страдающему, болящему, утратившему главное.
    Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006).


    Все искусства и науки украшает истина.

    Всякое искусство упражнением в нем усиливается и развивается, а от праздности гибнет. Особенно же дар слова: если за ним ухаживать и орошать его, делается наиболее сильным, а если не прилагать о нем попечения, легко проходит и улетает.
    Преподобный Исидор Пелусиот (V век).


    Вера и нравственность, на ней основанная, всего нужнее писателю. Закаленные в ее светильнике мысли его становятся постояннее, важнее, сильнее, красноречие убедительнее; воображение при свете ее не заблуждается в лабиринте создания; любовь и нежное благоволение к человечеству дадут прелесть его малейшему выражению, и писатель поддержит достоинство человека на высочайшей степени. Какое бы поприще он ни протекал с свою музою, он не унизит ее, не оскорбит ее стыдливости и в памяти людей оставит приятные воспоминания, благословения и слезы благодарности; лучшая награда таланту.
    Поэт Константин Батюшков (1787-1855).


    Риск при творчестве состоит в том, что ты утратишь в себе художника и останешься обыкновенным человеком, каким-нибудь бухгалтером, и должен вперёд помириться и принять своё бытие в жизни. Ты бросаешься в бездну с последними словами: "Ладно, если нет - буду жить просто бухгалтером". Вот когда согласишься на это, жить на земле бухгалтером, то демоны оставляют тебя и ты, как творец, являешься хозяином дела и создаёшь прекрасное.

    Никто из великих людей не оставил нам секрета к такому совершенно бескорыстному творчеству, и большинство из них сами об этом не знали. Но мне кажется, отчасти можно достигнуть этого сознательно, если только представить себе, что наступила твоя последняя весна и надо со всем любимым проститься...

    Радость творческая, конечно, покупается ценой творческого страдания, но не обязательно для явления радости самому лично страдать. Возможно и так, что кто-то раньше до тебя выстрадал эту радость и ты получаешь её как наследство. Итак, причащаясь к страданию, то есть всем существом своим готовясь к возможности страдания, я могу без всякого фактического личного страдания войти в радостный мир творчества. Так что истинной радостью может располагать только тот, кто насыщен готовностью и умереть во всякое время.
    Писатель Михаил Пришвин (1873-1954).


    Заниматься искусством можно так же, как столярничать или коров пасти; но всё это надо делать как бы перед Божиим взором.
    Но есть и большое искусство - слово убивающее и воскресающее (псалмы Давида); путь к этому искусству - через личный подвиг, путь жертвы; и один из многих тысяч доходит до цели.
    Преподобный Нектарий Оптинский (1853-1928).


    Целомудрие — условие и источник настоящего творчества.
    При наличии богатой психической жизни сфера сексуальная в значительной части превращается в энергию эстетического, морального и другого порядка. Но если этого нет, как у большинства европейской молодежи, то остается чистое скотство, которое само, наоборот, поглощает даже слабые искры других, более высоких проявлений.
    Священник Александр Ельчанинов (1881-1934).

    Я,может,и грешный,но дело делаю большое


    Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его.
    (Иер. 17, 10).


    Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
    (Мф. 7, 18).


    Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
    (Мф. 16, 26).


    Что высоко у людей, то мерзость пред Богом.
    (Лк. 16, 15).


    Малое у великих может быть и не мало; а великое у малых без сомнения несовершенно.
    Преподобный Иоанн Лествичник. (VI-VII век)


    Большие дела становятся маленькими, и маленькие прорастают в большие.
    Писатель Михаил Пришвин. (1873-1954).


    Не великие дела угодны Богу, а великая любовь, с которой они делаются.

    Если кто исповедует, по-видимому, Господа и слушает Его учение, но заповедям Его не повинуется, то он осужден, хотя бы, по особому домостроительству, дано было ему иметь и духовные дарования.

    Чтит и прославляет Бога тот, кто исполняет волю Его; а кто преступает закон Его, тот бесчестит Бога.
    Святитель Василий Великий (330-379).


    Больше всего помни, что смирение и без дел может спасти, а дела, как бы они ни были велики, не спасут.
    Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894).


    Хорошо, когда можно такую способность совместить с работой для Бога, чтобы все это не мешало бы спасению души. Но если какая-либо из подобных специальностей мешает жить для Бога и спасаться, то надо все бросить, лучше быть поглупее, но спастись.
    Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).


    Человек должен вопрошать себя о каждом своем действии: «Хорошо, пусть мне нравится то, что я делаю, но нравится ли это Богу?» И рассматривать, угодно ли это Богу. Если он забывает делать это, то забывает потом и Бога.

    Мы забываем Бога, и потом подключается помысл, что мы делаем что-то важное. Подключается и человекоугодие, и мы стараемся не пасть в глазах людей.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994).

    Ответить

  3. Аня:
    12.09.2015

    Замечательные изречения!!! Есть над чем подумать!

    Ответить




Добавить комментарий


Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий: