Русь православная. Глазами фотографа Игоря Годунова. RSS-поток

Куликово поле

13.06.2012

 

 

 

 

Битва русских полков во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Донским и монголо-татарских войск под началом Мамая 8 сентября 1380 года на Куликовом поле.

В Куликовской битве участвовали воины многих русских княжеств. Борьбу с врагом возглавило Московское великое княжество. Завершилась разгромом монголо-татар Мамая. В советской историографии традиционно считалася началом освобождения русского и других народов от монголо-татарского ига. Куликовская битва рассматривалась исключительно в рамках данного идеологического тезиса. В действительности победа Великого князя Дмитрия Донского над темником Мамаем способствовала укреплению центральной власти Золотой Орды, которую олицетворял хан Тохтамыш. Позже, вслед за Дмитрием Донским Тохтамыш нанес удар по Мамаю, что иллюстрирует общность интересов хана и Великого князя.

Как только прояснилось, что Мамай намечает свое вторжение на конец лета, Дмитрий назначил сбор всех полков в Коломне на 15 августа 1380г.  Дмитрий Иванович Донской пытался привлечь военную силу всех русских княжеств, но ни Тверь, ни Нижний Новгород (не говоря уже о Рязани, которая вступила в тайные сношения с Мамаем), не приняли участия в борьбе. Тем не менее мобилизация сил Московского и других княжеств дала возможность Дмитрию Ивановичу создать небывалую до того русскую рать (100-150 тысяч человек). Хан в это время разбил стан на реке Красивая Меча.

В Коломне были уряжены полки, проведен осмотр войску. Летописи отмечают, что такой огромной силы давно не видела Русская земля. Из Коломны путь соединенного войска лежал через Оку к Лопасне, за пределы рязанского княжества, в этом состоял стратегический замысел Дмитрия, который позволил расстроить планы Мамая соединиться с литовским князем Ягайлом и рязанским князем Олегом. Московское войско двигалось в полной тишине, 30 августа завершилось переправа через Оку, 6 сентября войско подошло к Дону, где Дмитрий и замыслил встретить Мамая. Местом встречи было выбрано Куликово поле, и не случайно. Вся география Куликовского поля благоволила русскому войску: речные, лесные и болотистые фланги, возвышение на месте стана русских войск. Мамай же двигался к Куликову полю с Красивой Мечи. В ночь с 7 по 8 сентября русские войска переправились через Дон, отрезав себе путь для отступления, и встали в боевой порядок в водоразделе между Смолкой и Нижним Дубиком. 

Левый фланг русского войска, на который должен был пасть основной удар татар, переходил в топкие берега Смолки. Правый фланг был так же защищен болотистыми берегами р.Непрядвы, а также тяжеловооруженной псковской и полоцкой конными дружинами. В центре большой рати были сведены все городские полки. Передовой полк составлял все же часть большого полка, задача же сторожевого полка заключалась в завязывании боя и возвращении в строй. Оба полка должны были ослабить силу вражеского удара по главным силам. За большим полком был расположен частный резерв (конница). Кроме того, из отборной конницы был создан сильный засадный полк под командованием опытных военачальников - воеводы Дмитрия Боброка-Волынского и серпуховского князя Владимира Андреевича. Этот полк выполнял задачу общего резерва и был скрытно расположен в лесу за левым флангом главных сил.

Утром 8 сентября над Куликовым полем стоял густой, непроницаемый туман, который рассеялся только к двенадцатому часу. Поединок Челубея и Пересвета, которые оба погибли, положила начало битве ...
Затем монголо-татарская конница, сбив сторожевой и разгромив передовой полки, в течение трех часов пыталась прорвать центр и правое крыло русской рати. Русские полки понесли значительные потери. Был ранен и сам Дмитрий Иванович, сражавшийся в доспехах рядового воина. Когда Мамай перенес главный удар против левого фланга и начал теснить русские полки, был введен в действие частный резерв. Но противнику удалось прорвать левое крыло русских и выйти в тыл главных сил.
В этот решающий момент сражения по флангу и тылу прорвавшейся монголо-татарской конницы нанес удар засадный полк воеводы Боброка. Внезапная и стремительная атака этого полка, поддержанная ударом других полков, решила исход битвы в пользу русских.

Вражеское войско дрогнуло и обратилось в бегство. Русские воины захватили ханскую ставку и почти на протяжении 50 километров (до реки Красивая Мечь) преследовали и уничтожали остатки войск Мамая. Потери с обеих сторон были огромны (около 200 тысяч человек убитыми и ранеными).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обиходные названия Богородицкая церковь; Богородицерождественская церковь; Богородице-Рождественская церковь; Рождество-Богородицкая церковь.

Дата основания кон. XIV в.

Дата постройки последнего здания 1865-1894

 

После победы над войском золотоордынского хана Мамая «...Повелел великий князь Дмитрий после сечи жестокой собрать с поля все тела христианские, ворогом посеченные, и захоронить их в братских могилах. Восемь дней хоронили ратники павших товарищей, а потом каждый из оставшихся в живых принес из Зеленой дубравы по бревну. И воздвигло войско на месте братских могил храм во имя Пресвятой Богородицы». Говорят, что посещал село Монастырщина и сам Петр Великий, и что отстоял он службу в деревянном храме Пресвятой Богородицы, воздвигнутый русскими воинами после Куликовской битвы, и повелел «клеймить дубы Зеленой дубравы, дабы оставить память потомкам». Деревянный храм просуществовал долго, потом пришел в запустение. В XIX веке в России начинает пробуждаться интерес к собственной истории, на Куликовом поле приступают к археологическим раскопкам. В 1850 году на Красном холме был установлен чугунный обелиск, выполненный по проекту А.П. Брюллова. В Монастырщине были погребены воины русского войска, погибшие в Куликовской битве в 1380. В селе находится музейный комплекс, посвященный Куликовской битве. В 1865 году на месте деревянного храма на легендарном месте захоронений воинов, павших во время сражения, закладывают первый камень нового. К 500-летию Куликовской битвы храм был торжественно освящен. Кирпичная церковь в духе эклектики, строившаяся с 1865, главный храм выстроен в 1879-1884, освящен в 1894. Односветный одноапсидный четверик, под восьмериком, грани которого завершены закомарами, с трапезной и колокольней. Приделы в трапезной Михаило-Архангельский (1869) и Сергиевский (1887). Закрыта в 1930-х. Отреставрирована к юбилею Куликовской битвы в 1980, занята музеем, с 1990-х в совместном пользовании общины верующих и музея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По инициативе С.Д.Нечаева тульский губернатор В.Ф.Васильев в 1820 г. выступил с ходатайством перед императором Александром I о создании памятника Дмитрию Донскому на Куликовом поле. Только спустя 15 лет, в 1836 г., император Николай I утвердил эскиз чугунного обелиска А.П.Брюллова. 8 сентября 1850 г. памятник был торжественно открыт в присутствии губернатора, представителей дворянства, духовенства и множества крестьян.

 

 

 

 

 

Храм прп.Сергия Радонежского на Красном холме (Куликово поле)

 

В 1821—1824 годах генерал-губернатор А.Д. Балашов хотел создать на Куликовом поле (на площади в 100 десятин) мемориальный комплекс, в составе которого был бы и храм во имя Сергия Радонежского. Позже архитектор А.П. Брюллов в своем первоначальном проекте, одобренном Николаем I в 1836 году, имел в виду сооружение такого храма. Однако при повторном рассмотрении проекта (1845) и принятии решения о его реализации император повелел упростить проект, оставив только мемориальную колонну — памятник Дмитрию Донскому.

Вопрос о возведении храма прп. Сергия на Куликовом поле возбудили в начале нынешнего века тульское духовенство и дворянство. В 1902 году епифанский помещик граф А.В. Олсуфьев пожертвовал около 40 десятин земли под строительство. Спустя два года епископ Питирим, окормлявший Тульскую епархию, просил одобрения Синода и царя Николая II на сооружение храма и получил его, да ещё от императора личный взнос на храм Сергия в 5 тысяч рублей золотом.

Проект храма взялся выполнить знаменитый архитектор Алексей Васильевич Щусев. Строительный комитет возглавил Юрий Александрович Олсуфьев — граф, бескорыстный и мужественный охранитель от разграбления в годы советской власти культурно-исторических ценностей Троице-Сергиевой лавры и Московского Кремля, погибший безвестно в 1937 или 1939 году в Соловецком лагере (его жена и помощница в благих делах погибла в 1942 году в саратовской тюрьме).

Архитектор Щусев долго работает над проектом храма. Первоначальный вариант (1906) он частично перерабатывает, придя к окончательному решению всех деталей лишь в 1911 году. Заложен храм 16 (29) июня 1913 года.

«Замечательный зодчий — пишет В.Н. Ашурков, — отразил героическую победу русского народа над полчищами Мамая в ярком национально-архитектурном образе созданного им храма.

Смелое соединение элементов церковной архитектуры с формами крепостного зодчества делает образ мемориального здания очень своеобразным и одновременно близким национальной традиции, так как план его восходит к некоторым древним русским храмам.

Трёхчастная композиция здания образно как бы перекликалась с композицией картины В.М. Васнецова «Богатыри» (1898 г.). Здание состоит из трёх объёмов — двух боковых башен и собственно церкви с возвышающимися над ними куполами. Каждой из башен в окончательном варианте проекта давалась индивидуальная трактовка. В письме хранителю Русского музея П.И. Нерадовскому Щусев писал: «Что касается Куликовской церкви, то она выходит по архитектуре очень хорошо. Я изменил верх второй башни, вместо купола — шлем... Оставить обе башни одинаковыми это ложно-классично, робко...».

Различные пропорции башен, особые очертания их крыш, похожих на воинские шлемы, были навеяны образами русского былинного эпоса и напоминали о древних богатырях — героях битвы, о героизме и стойкости самого русского народа, много лет назад грудью отстоявшего Родину здесь, на просторах поля Куликова...».

Осенью 1914 года строительно-монтажные работы по возведению храма были в основном закончены. В годы первой мировой войны они хоть и замедлились, но всё-таки к 1917 году храм достроили, не успев однако оформить его внутреннее убранство, как намечалось проектом.

В 1918 году храм Сергия Радонежского был взят под так называемую «охрану государства». Церковная служба на Куликовом поле свершалась вплоть до 1940 года, когда храм окончательно закрыли, чтобы устроить в нем выставку, посвященную 560-летию Куликовской битвы. Последним настоятелем храма был священник Отрадинский Алексей Николаевич.

Жители окрестных деревень, живые свидетели тех лет, рассказывают, что до 1941 года храм был ещё более или менее целым, хотя его, конечно, никто не охранял. И фашисты его не разрушали, так как на Куликово поле нога немецкого солдата не ступала. Разорение Куликовской святыни начали красноармейцы тыловых частей с того, что сдирали с крыши медные (в один миллиметр) листы кровли и меняли их на самогонку у крестьян. Таким же путём исчезали из храма плиты пола. После ухода из района Поля воинских частей начатую поруху довершили колхозники. При желании ещё и сегодня храмовую медь и плиты можно отыскать в подворьях селян. К началу реконструкции одно из лучших творений зодчего Щусева оказалось в более чем плачевном состоянии.

Власти, отдавшие храм на волю ветрам и дождям, на поруху развращённым обобществлением людям, опомнились к 600-летию битвы и провели масштабные и дорогостоящие ремонтно-восстановительные и строительные работы по созданию вполне благопристойного музейного комплекса, центральное место в котором занимает храм прп. Сергия.

В 1992 году, после полувекового перерыва, в храме вновь зазвучал голос священника, совершающего Божественную литургию.