Русь православная. Глазами фотографа Игоря Годунова. RSS-поток

"Покровушка-поэзия в камне"

 

 

4 июля 2017 г.

 

И снова нас радует своей новой работой талантливая художница Марина Перенчук (Краснодар) . Хорошо уже известная нам по другим ее картинам.

 

 

 

 

Художник Марина Перенчук

 

 

 

Ещё ода акварель.  За  основу  взята  фоторабота  Игоря  Годунова

 

И сама фотография.  Хочу сказать сразу- этого вида больше нет. Деревья спилили и вместо тропинки теперь выложена тротуарная плитка- брусчатка.

 

 

 

 

Среди самых известных храмов России одно из почетных мест занимает скромная и небольшая церковь Покрова на Нерли. Совершенная красота, таинственная глубина рельефов, мемориальный и церковно-исторический смысл - так много всего соединилось в этом небольшом, одиноко стоящем уже более восьми веков храме. Создан оно было в честь праздника Покрова, который православные отмечают 14 октября. Интересно, почему это маленькое изящное здание снискало всемирную известность и любовь?

 



Когда говорят об этом храме, обычно приводят слова Игоря Грабаря: "Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства". Его история и удивительный гармоничный облик привлекали и продолжают привлекать внимание уже который век.

 



Церковь Покрова на Нерли - памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого, он в юности был назван Боголюбским за присущее ему глубокое молитвенное внимание и прилежание к церковным службам. От деда, Владимира Мономаха, внук унаследовал великую духовную сосредоточенность и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни.

 



Как-то перечитывая Житие святого Андрея Юродивого, он нашел рассказ о событии, произошедшем во Влахернском храме (в далеком 910 году, 14 октября, Богородица распростерла свое покрывало над молящимися христианами, тем самым защитив их самих и город от осаждающих врагов). Князь был настолько впечатлен этой историей, что решил: "да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая". Помимо учреждения праздника, князь построил и первый храм в честь Покрова Божьей Матери. Только прежде Андрей Боголюбский задался целью создать новую столицу Руси, подобную Киеву, и не только Киеву, но и Константинополю и Иерусалиму. Всего за 7 лет было выстроено множество прекрасных храмов во Владимире, построено Боголюбово и, как венец всему, храм Покрова на Нерли. Он был возведен на расстоянии версты от Боголюбовского замка, при слиянии двух рек - Нерли и Клязьмы. Устье Нерли - это своеобразные речные ворота Владимирской земли на оживленном торговом пути Нерль-Клязьма-Ока-Волга.

 



Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский построил храм после гибели во время похода своего любимого сына Изяслава - в память о нем.

По некоторым источникам, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары.

 



Место для церкви - пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму - указал именно сам князь Андрей Боголюбский. Посреди заливного луга, при впадении реки Нерли в Клязьму, красуется белокаменная церковь. Вокруг - полный покоя и поэзии луговой простор с вольным воздухом, высоким небом и пышными травами. И среди этой русской одухотворенной красоты, - на возвышенности, - нежный силуэт древней церкви.

Здесь каждую весну разливалось широкое половодье, и специально под храм было сооружено высокое основание - искусственный холм из глины и булыжного камня... Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к стенам...

 



С первого взгляда храм Покрова на Нерли по своей конструкции чрезвычайно прост - это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Но строители церкви сумели воплотить в нем совершенно новый художественный образ. С помощью удачно выбранных пропорций и форм, зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать ощущение полета, устремленности ввысь. Например, практически невозможно заметить, что стены церкви слегка наклонены внутрь и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Внутреннее пространство церкви подчинено той же идее - движению вверх.. Четыре столба, на которые опираются своды, слегка суживаются кверху, зрительно увеличивая тем самым высоту храма. Высоко над головой парит полный света купол.

 



Немало секретов хранит и сама конструкция храма. Его современный облик так прекрасен и совершен, так вписывается в окружающий ландшафт, что кажется, так и он был задуман изначально. Однако, благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. А великолепный холм-пьедестал, оказывается, является делом рук человеческих. Изначально храм был обнесен открытыми галереями с перекрытиями, на которых устроены «гульбища». Высота галереи составляла 5,5 м ., а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры.

 



При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом. Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м , до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м . Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,30 м . Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

 


Получается, современный облик храма, такой цельный и законченный, — лишь

основное ядро. Когда-то это выглядело совершенно по-иному – над водой поднимались белокаменные ярусы – широкий холм, внушительный пояс аркад-галерей, затем сам храм и, наконец, цилиндрическая башенка барабана с главкой и крестом. Кстати, главка изначально тоже была иная – не луковичная, а шлемовидная, покрытая деревянными «чешуйками».

 


Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы (в отличие от Дмитриевского собора во Владимире – воина-богатыря). И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчеркивают вертикальную ось сооружения. Например, средняя апсида чуть приподнята над боковыми, несколько поднято и среднее окно. Б арабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент усиливает впечатление устремленности вверх. И внутреннее пространство церкви Покрова воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей.

 


Храм украшен прекрасной белокаменной резьбой, присущей владимиро-суздальскому зодчеству. Здесь есть и излюбленный образ царя Давида в окружении животных, настоящих и фантастических, и богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Это один из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов. Исполнение этого прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства. Даже простая обработка каменного блока предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и резьбу рельефов церкви Покрова на Нерли по расчетам исследователей должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней.

 



После гибели князя, во время княжеских усобиц, а затем в годы татарского разорения храм получил первые разрушения. И только во второй половине XVII века были проведены серьезные ремонтные работы. В это время здание получило четырехскатную деревянную кровлю; ветхие галереи были отломаны. Храм иногда затоплялся во время разливов, вода подступала к самому фундаменту, льдины бились о цокольные камни. В 1784 году храм чуть было не исчез навсегда – настоятель Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре. К счастью разрушение храма не состоялось, причем по вполне прозаической причине – не сошлись в цене с подрядчиком. Храм пострадал и от невежества. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы… Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, с 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. В начале 1990-х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

 



Храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его неизвестные - гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным. Возможно, потому эта "поэзия в камне" стала своеобразным символом России.

 

 

Комментарии (4)

Комментарии (4)

  1. Воробей:
    05.07.2017

    Ребята, а мне нравится Ваш проект. Интересный симбиоз фото и красок.. и оригинал и картину пересматриваю по нескольку раз.. эмоций удовольствия море..

    Ответить

  2. Годунов Игорь:
    05.07.2017

    Спасибо, Воробей!

    Ответить

  3. Вика:
    05.07.2017

    Художник Марина + Мастер фото Игорь= Мои восхищения! Молодцы ребята!

    Ответить

  4. Елена , художник:
    05.07.2017

    Игорь, у тебя прекрасные фотографии! С них только и писать картины!
    Понравились работы Марины и Лады! Молодцы, девочки!

    Ответить




Добавить комментарий


Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий: