Русь православная. Глазами фотографа Игоря Годунова. RSS-поток

Кирилло-Белозерский монастырь

12.11.2011

Кирилло-Белозерский монастырь

 

 


«Русской Фиваидой на Севере» назвал в середине позапрошлого века обширный край вокруг озера Белого писатель А. Н. Муравьев. С середины XIII века по берегам рек и озер, которыми так изобилует эта местность, стали появляться первые монастыри, а с конца XV столетия многочисленные скиты и обители распространились до берегов холодного Белого моря. Русский Север стал местом земных подвигов целого сонма святых. Мощи многих из них до настоящего времени покоятся не потревоженными в основанных ими обителях.

 


Здесь, в краю белых ночей, время словно приостановило свой бег, сохранив почти в неприкосновенности многие отечественные святыни. Несомненно, к числу наиболее значимых из них принадлежат Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, возникшие почти одновременно в конце XIV века.

Летом 1397 года на берегу Сиверского озера появились два инока Московского Симонова монастыря Кирилл и Ферапонт. Они прошли долгий путь, преодолевая лесные чащобы, болота и реки. Конечное место путешествия было известно Кириллу заранее, оно явилось ему в видении в одну из ночей, когда молился старец Божией Матери. Во время чтения акафиста Пречистой, он услышал вдруг голос: «Кирилл, уходи отсюда и иди на Белоозеро, ибо там приготовлено тебе место, где сможешь спастись». Голос этот сопровождался ярким светом, проникавшим в окно кельи и заставившим Кирилла выглянуть. Увидел он, что сияние восходит от северной стороны, где находилось Белоозеро. Великая радость охватила Кирилла, ибо понял, что услышала Пречистая молитвы его.

 


Вскоре после этой удивительной ночи в Симонов монастырь вернулся монах Ферапонт, совершавший по указу архимандрита хозяйственную поездку на север. Кирилл подробно расспросил Ферапонта о неведомом крае, особенно интересовало его есть ли на Белооозере места, пригодные для пустынножительства. Ферапонт не только подтвердил, что таких мест достаточно, но и согласился сопутствовать Кириллу, поскольку давно имел желание уйти подальше от московской суеты.

Для поселения монахи избрали высокий холм на берегу Сиверского озера. На его склоне выкопали землянку, в которой прожили год. В 1398 г. Ферапонт оставил Кирилла, ушел дальше на север, где облюбовал место для своего монастыря, названного впоследствии его именем.

Уход Кирилла на Север не избавил его полностью от необходимости вникать в мирские дела. По завещанию князя Дмитрия Донского белозерские земли достались в удел его сыну Андрею Можайскому. К нему и двум его братьям, великому князю Василию и Юрию Звенигородскому, обращался преподобный с посланиями, в которых излагал свои представления о княжеской власти, о той ответственности, которую налагает власть на правителя. Кирилл призывал князей прекратить междоусобицы, как и его духовный учитель, преподобный Сергий Радонежский, он понимал опасность княжеских раздоров для страны, столь недавно еще порабощенной татарами.

 


Духовное влияние преподобного Кирилла и основанной им обители простиралось далеко за пределами белозерского края. Непосредственно самим Кириллом были пострижены в монашество Савватий, основатель знаменитого Соловецкого монастыря на Белом море, и Мартиниан, устроитель Ферапонтова монастыря, принявший бразды правления обителью после отзыва преподобного Ферапонта князем Андреем Можайским для организации другого монастыря. После преставления Кирилла в 1427 году его обитель стала местом постижения строгих заветов иноческого существования и пострижения основателей других северных монастырей: преподобных Нила Сорского, Корнилия Комельского, Александра Ошевенского.

 


В тридцатилетнее игуменство преподобного Кирилла были заложены основы будущего хозяйственного развития монастыря и его архитектурно-планировочной структуры. При жизни основателя началось освоение двух небольших возвышенностей на берегу Сиверского озера, строительство деревянных храмов, келий, служебных помещений и ограды, которые в следующие два столетия сменили каменные строения.

Земельные владения монастыря также стали складываться при основателе. До наших дней сохранилось 25 грамот на приобретение земель, покупка или дарение которых осуществлялись от имени и на имя преподобного Кирилла.

 


К середине XVI века земельные владения монастыря простирались в 16 уездах Московского государства, а через столетие Кирилло-Белозерский монастырь вошел в число крупнейших землевладельцев Руси. Экономической стабильности монастырского хозяйства в значительной степени способствовало неизменное благоволение монастырю со стороны московских государей, родовитых бояр и князей, выражавшееся в обильных вкладах деньгами, скотом, хлебом, драгоценной церковной утварью, книгами.

 


Монастырское благосостояние приобретало зримые формы в сооружении храмов, келий, служебных построек, крепостных стен. Особого размаха строительство достигло в ХVI веке, в течение которого было возведено 5 храмов из 11 отстроенных за всю историю существования монастыря. Если сооружение первых храмов – Успенского собора, церкви Введения с огромной трапезной палатой - диктовалось внутренними монастырскими потребностями, поскольку число братии неизменно росло и требовались более вместительные летний и зимний храмы и трапеза, то в последующее время нередко доминирующим мотивом служило желание увековечить определенное памятное событие. Поездка великого князя Василия III с женой Еленой на богомолье в Кириллов в 1528 году, когда супруги молили заступничества преподобного Кирилла пред господом о даровании и рождении наследника подвигли великокняжескую семью к большой щедрости: монастырю была дарована тысяча рублей. На эти деньги одновременно строятся два храма.

 


Исторически сложившаяся структура монастыря включает в себя несколько обособленных комплексов: Большой Успенский монастырь – это самая представительная часть монастыря с большим количеством храмов, келий; Малый Ивановский монастырь – небольшой по размерам со своими храмами и трапезной палатой - предназначался для проживания больных и старых монахов; Новый город – это крепость с мощными оборонительными сооружениями, с огромной территорией, некогда заполненной деревянными хозяйственными постройками.

 


Меньше чем за два столетия после кончины основателя затерянный в глухих северных лесах небольшой деревянный монастырь преобразился в великолепный каменный город и сейчас поражающий обилием церковных маковок, суровой красотой могучих стен и башен, живописностью служебных построек.

Бурные события первой четверти XVII века не обошли стороной монастырь. За стенами обители с молитвами и тревогой за судьбу отечества следили за сменами лжегосударей на московском престоле, а соседний Горицкий монастырь, находившийся под покровительством Кирилловской обители, принимал под свой кров непосредственных участников происходившей в столице исторической драмы: будущего русского царя Михаила Федоровича, царевну Ксению Годунову, царицу Марию Нагую.

 


Арена военных действий все более приближалась к Белозерью. У себя на родине поляки были наслышаны о несметных богатствах Кириллова монастыря, о драгоценностях, хранимых в его ризнице. Приближение врага вынудило монастырское начальство пересмотреть монастырский арсенал, прикупить оружие и заняться починкой и укреплением крепостных стен.

Последующие события доказали прозорливость кирилловских соборных старцев. После освобождения Москвы разрозненные отряды польских и литовских интервентов двинулись на Север, разоряя по пути города. Под их натиском пали Вологда, Белозерск, Тотьма, Сольвычегорск. 20 августа 1612 года вражеские отряды показались у стен Кирилло-Белозерского монастыря, но добычей их стали только продовольственные запасы и скот. Сильному разорению подверглись многие монастырские вотчины и промысловые места. 5 и 11 декабря того же года монастырь отбил хорошо организованные приступы, а выстрелом из пушки был убит руководивший осадой пан Песецкий. Правительство не сумело помочь монастырю, организация обороны и многолетняя осада целиком легли на плечи монастырской власти.

 


Но уже через 20 лет после войны была восстановлена экономическая мощь монастырского хозяйства, что позволило в начале 30-х гг. XVII века начать ремонтные работы, а чуть позднее приступить к небывалому по размаху новому строительству.

Опыт войны с поляками и шведами, внутригосударственные смуты вынудили царя подумать о возведении мощной крепости на Севере. По указу царя Алексея Михайловича в 1653 году в монастыре начали строительство Нового города. Завершилась эта грандиозная стройка через 30 лет. Территория монастыря увеличилась вдвое, с трех сторон его окружил пояс трехъярусных стен высотой около 11 метров, по углам были выставлены башни высотой более 50 метров. Уже современники отмечали, что обитель преподобного Кирилла Белозерского – самый большой на Руси монастырь.

 


Характеризуя техническое, оборонное совершенство крепости, специалисты приводят данные о высоте, ширине и протяженности стен, огневой мощи, но никакие технические, даже самые блестящие характеристики не в силах объяснить волшебство воздействия этого великолепного ансамбля на взор и душу. И, вероятно, одно из самых сильных очарований Кирилловского ансамбля кроется в удивительном умении мастеров прошлого соединить создаваемый ими рукотворный образ с красотой природной.

 


Удаленный от столицы, окруженный стенами, монастырь с конца XV века становится местом ссылки. Междоусобицы и придворные интриги приводят в монастырские стены князей Воротынских, бояр Шереметьевых, друга и советника царя Иоанна Грозного Селивестра Сильвества, Симеона Бекбулатовича и многих других известных в русской истории людей. Но самого знаменитого своего узника монастырь узрел в 1676 году, когда после десятилетнего пребывания в соседнем Ферапонтовом монастыре в Кириллов перевели шестого русского патриарха Никона. Друг царя Алексея Михайловича, реформатор русской церкви в 1666 году был лишен патриаршего сана и отправлен в ссылку. В Кириллове патриарх находился 5 лет. В 1681 году тяжело больной Никон получил разрешение возвратиться из ссылки, но по дороге скончался.

 


Преобразования в России, начатые императором Петром I и продолженные Екатериной II, привели монастырь к полному экономическому упадку. У монастыря были изъяты огромные земельные и промысловые владения, взамен государство выделило денежную компенсацию, которая не покрывала расходов самого большого российского монастыря.

Здания монастыря ветшали, на их ремонт и поддержание денег не доставало. Незначительные ремонты удалось провести в конце XIX века, когда монастырь готовился к 500-летнему юбилею со дня основания.

 


После событий 1917 года монастырь существовал еще 5 лет. В октябре 1924 года местная власть приняла решение о закрытии монастыря и создание на его территории музея. Благодаря усилиям целого ряда специалистов и знатоков отечественной истории удалось уже в 1919 году начать противоаварийные и реставрационные работы. Длительное время музей существовал как краеведческий, лишь в 1968 году решением правительства ему был присвоен статус музея-заповедника, а с 1997 года музей с филиалом включен в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

 


В состав музея входят памятники федерального значения – архитектурные ансамбли Кирилло-Белозерского, Ферапонтова монастырей и деревянная церковь Ильи Пророка на Цыпинском погосте (1755 г.). В 1975 году филиал музея в Ферапонтове получил новое имя – Музей фресок Дионисия.

 


Ферапонтов монастырь основал в 1398 году сподвижник преподобного Кирилла Ферапонт. В отличие от Кириллова, Ферапонтов монастырь очень невелик: 4 храма, колокольня, трапезная и казенная палаты обнесены невысокой кирпичной оградой.

 


Если кирилловский ансамбль поражает мощью и размахом, то Ферапонтово – тихой прелестью, уютом, единением с природным окружением. В соборе монастыря сохранилась почти в полном составе стенопись Дионисия, чье имя стоит в одном ряду с именами Феофана Грека и Андрея Рублева.

Современник великих итальянцев Микеланджело и Рафаэля Дионисий создал торжественный и прекрасный цикл росписей, посвященных Богоматери. Стенопись собора является не только величайшим национальным достоянием, но и ценнейшим вкладом в мировую художественную культуру. В 2002 году исполнилось 500 лет со дня создания росписи собора.

 


В 1974 году памятники Горицкого монастыря были официально закреплены за музеем-заповедником. Горицкий девичий Воскресенский монастырь основан в 1544 году теткой царя Иоанна Грозного княжной Евфросиньей Старицкой. Грозный уничтожил род Старицких, опасаясь претензий со стороны родственников на царский престол.

Впоследствии этот монастырь стал местом ссылки для многих русских женщин. В числе самых насельниц Горицкого монастыря были две супруги царя Иоанна Грозного: Анна Колтовская и Мария Нагая, а также царевна Ксения Годунова.

Горицкий монастырь был закрыт в 1930 году. Долгое время на его территории размещался дом инвалидов. С 1981 года в Горицах начались противоаварийные работы. В 1996-м часть жилых сооружений монастыря была передана Вологодской епархии под размещение сестер. 6 октября 1999 года Постановлением Синода Русской православной церкви открыт Горицкий Воскресенский женский монастырь.

Возобновилась монашеская жизнь и в Кирилло-Белозерском монастыре. В 1997 году, в год празднования 600-летия монастыря, часть монастырской территории была передана Вологодскому Епархиальному управлению. Одновременно был издан указ Президента о включении Кирилло-Белозерского музея-заповедника в Свод Особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

 


К списку альбомов | На главную страницу

Вологодчина: невостребованная древность

Комментарии (1)

Комментарии (1)

  1. Matěj:
    21.04.2012

    WOW.....!!!Super!!! Congrats!

    Ответить




Добавить комментарий


Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий: